Зачем детей учить игре в шахматы?

По мнению психологов, основное содержание психического развития ребенка составляет формирование внутренних действий. Но внутренние действия не появляются сами собой, а возникают в результате перехода «внутрь» внешних, практических действий.
Вы замечали, как играют дети в пять лет? С этого возраста они способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры «внутрь» – важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Игра в шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.
В. Сухомлинский, подытоживая работу с детьми 6–7 лет, посещавшими «Школу радости», писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет… Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…».
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление и логическое ребенка, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится более собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца и не унывать при неудачах.