Развитие межполушарного взаимодействия

Дети с нарушениями устной и письменной речи – это особые дети с отклонениями в развитии, влияющими на становление их психики. Для преодоления у таких детей нарушений необходимо профессиональное сопровождение специалистов, обеспечивающих комплексную коррекционную работу. Такие занятия с детьми 5-10 лет в отделении социальной службы и профилактики социального сиротства (г. Калининград, ул. Тельмана, 30) проводит специалист по реабилитационной работе.

Одним из составляющих элементов такой работы является развитие межполушарного взаимодействия. Поскольку у некоторых детей не в полной мере сформировано межполушарное взаимодействие, не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приёмом и обработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией и дислексией у детей. Самый благоприятный период для интеллектуального развития ребёнка – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

В деле развития межполушарного взаимодействия хорошим подспорьем служит рисование двумя руками одновременно. В ходе занятий специалист сначала предлагает ребёнку игру для пальчиков «Классики», в которой ребёнок «прыгает» пальчиками по разноцветным кружкам в определённой последовательности, что хорошо способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания. Такая несложная в исполнении игра не только улучшает настроение ребёнка, но и помогает ему настроиться на выполнение более сложных заданий.

На следующем этапе ребёнок получает задание в виде рисунка, который нужно обвести синхронно двумя руками. Специалист реализует индивидуальный подход к каждому ребёнку, опираясь на его возрастные особенности, и, исходя из них, подбирает для занятий наиболее подходящий стимульный материал. Так для дошколят это может быть изображение воздушного шарика, пирамидок, мишек, бабочек. А для детей постарше их заменяют уже более сложные орнаменты. Разнообразие представляемых рисунков поддерживает интерес ребёнка, а полученный в ходе выполнения задания результат вызывает радостные эмоции и укрепляет самооценку.

Такие упражнения можно выполнить и в домашних условиях – они прекрасно разнообразят общий досуг родителей и детей.