Круг заботы или почему отказники не плачут

Существует такое мнение, что дети-отказники не плачут.

И есть доступное для этого объяснение: у ребенка нет значимого взрослого и это для него становится вопросом жизни и смерти. Так заложено природой: внутри каждого из нас лежит потребность быть привязанным к значимому взрослому. Но это не любой взрослый, а именно «свой», который откликается на потребности ребенка и сопереживает ему.

Существует так называемый круг заботы (рис. 1). У всех нас есть потребности. Когда у младенца появляется потребность, допустим в еде, ребенок напрягается, показывает недовольство, кричит, всем своим видом показывает «взрослый, я здесь и мне что-то нужно, обрати на меня свое внимание». Конечно, любящий, заботливый родитель это замечает, подходит и удовлетворяет потребность, если нужно кормит, если нужно берет на руки, улыбается, ласково говорит и восхищается им, показывая тем самым — «ты такой прекрасный, ты мой и я всегда рядом». И ребенок наш остается довольный, он сыт, одет, ему тепло и уютно, и он знает, что есть те, кто о нем обязательно позаботятся и придут на первый зов. Наступает состояние покоя до возникновения следующей потребности.

Что же происходит с младенцем, от которого отказались? (рис. 2) У него появляется потребность, он начинает напрягаться, сигнализирует взрослым о своей потребности. А взрослого-то нет. Да, есть персонал, который кормит по расписанию, да берут на руки, но только ради того, чтобы переодеть, переложить (т.е. совершить с ним какие-то манипуляции). А вот просто так прижать к себе, понюхать макушку и показать ему, что он нужен — нет, так нельзя. А почему? А потому что привыкнет, думают они. И времени, чтобы все на ручках подержать может не быть. Поэтому наш ребенок застревает в напряжении, недовольстве. Так как он плакал, плакал, но никто не пришел и не показал ему, что он нужен. И вся энергия направляется на то, чтобы выжить и биопрограмма говорит — «стой, замри, а то умрешь». И ребенок ставит на паузу свое развитие. У него задача ВЫЖИТЬ, затратив минимум энергии и сил.

Взрослым нужно понимать, что травмирующий опыт ребенок может получить уже с первого дня своей жизни, поэтому нельзя недооценивать даже те несколько дней/недель/месяцев, проведенных в условиях депривации.

Статью подготовила психолог ведущий Школу подготовки замещающих родителей – Олейникова Екатерина Юрьевна.