Привязанность в жизни ребёнка

Привязанность – это особое чувство стремления к близости со значимым взрослым, а также эту близость сохранить. Человеческой природой заложено, что наши детёныши рождаются самыми неприспособленными к жизни, они не выживут, если рядом не будет его личного взрослого. Поэтому испытывать чувство привязанности — это генетическая обусловленность. Качество и тип привязанности зависит от условий воспитания и характера взаимодействия между ребёнком и значимым взрослым.

Для ребенка привязанность — это его кокон, помогающий защититься от мира и пережить неприятные события.

Привязанность формируется из трех основных частей: удовлетворение потребностей ребёнка, позитивное взаимодействие и признание личности ребёнка.

Самое прекрасное в «программе привязанности», что есть один единственный вариант как правильно, все остальное может привести к нарушениям привязанности.

Надежный тип формируется, когда мать реагирует на потребности ребенка, удовлетворяет их. Значимый взрослый эмоционально доступен, чувствителен, способен откликаться на сигналы ребенка, устанавливать с ним контакт, синхронизировать действия и вести диалог. Ребенок при этом активен, открыт, самостоятелен и верит в свои силы. В незнакомой ситуации ребенок охотно исследует новое пространство, «отталкиваясь» от матери, как от исходной точки взаимодействия с миром.

При избегающем типе мать холодная, не выражает своих эмоций, редко берёт на руки, отвергает любое проявления любви. Нет приоритета удовлетворения жизненно важных потребностей ребёнка, они ей не интересны. Часто оставляет дитя на попечение других людей, заставляя его испытывать чувство брошенности. Ребенок при таком типе привязанности угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений, в незнакомой ситуации выглядит достаточно независимым. Блокирует свои эмоциональные переживания.

Постоянный поиск подтверждения любви характерен для детей, имеющих тревожный тип привязанности. Мать не готова предоставить свободу ребенку, тревожиться за проявления самостоятельности. Ребенок как бы цепляется за мать, постоянно хочет убедиться, что она рядом. Его исследовательская деятельность стоит на паузе, так как ресурс тратится на подтверждение любви.

Оставайтесь рядом с вашим ребёнком, всегда поддерживайте его в трудностях, позволяйте проявлять и позитивные, и негативные эмоции. Постарайтесь, чтобы между вами возникла тесная эмоциональная связь, чтобы он видел в вас союзника и близкого человека, который всегда придёт на помощь и будет на его стороне. Создав в его сознании образ значимого взрослого, вы поможете ему сформироваться в гармоничную личность и уверенного в себе человека.

 

Статью подготовила психолог, ведущий Школы подготовки замещающих родителей – Олейникова Екатерина Юрьевна.

Если Вы задумались о принятии в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, приглашаем пройти подготовку в «Школе подготовки замещающих родителей» по адресу: г. Калининград, ул. Маршала Баграмяна, д.18, тел. 52-05-27