Опасности волшебного леса (родителям на заметку)

О важности игры в жизни человека сказано немало. Наша статья посвящена практике использования настольных психологических игр в работе психолога.

В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки. В игровом коллективе у ребенка появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения. В игре ребенок учится умению сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умению представить, почувствовать, что думают, что переживают другие.

Таким образом, игра способствует формированию таких качеств личности ребенка, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать действия, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, развитие умственных способностей, произвольности психических процессов, творческой активности…

В групповых занятиях с детьми младшего школьного возраста психологи отделения социальной помощи семье и детям в МО «Балтийский городской округ» используют игру «Опасности волшебного леса» (автор Хухлаева О. В.). Игровой процесс ориентирован на коррекцию различных страхов, деструктивного поведения, боязни самовыражения, демонстративности.

Дети совершают путешествие по волшебному лесу, в котором хозяйничают шесть забавных гномов, задания которых нужно выполнять. Игрокам приходится злиться и ругаться; дурачиться и делать все наоборот; пугаться и пугать других; улыбаться и рассказывать истории; благодарить других игроков и говорить комплименты; смеяться и смешить партнеров по игре.

В ходе игры ребенок идентифицируется со своими страхами, страхи становятся смешными и веселыми, у детей появляется возможность эмоционально отреагировать, снизить значимость пугающих событий. Игра позволяет работать с агрессивным поведением, так как оно часто маскирует страхи. Страх смерти может вызвать защитную агрессию, которая выражается в стремлении драться, защищать свои границы и таким образом противостоять страху.

Социальные страхи могут породить деструктивную агрессивность, неорганизованность и забывчивость, стремление нарушать правила, действуя напрямую или исподтишка. Боязнь самовыражения может приводить к демонстративной агрессивности, стремлению привлечь внимание любыми доступными способами, в том числе нарушениями социальных норм. Игра также способствует развитию фантазии, спонтанности, повышению уверенности в себе, оптимизации межличностных отношений, созданию хорошего настроения.

Дети играют в нее с большим удовольствием. Тревожные, застенчивые, напряженные ребята после нескольких игровых туров начинают смелее общаться со взрослыми и одноклассниками, ярче и свободнее выражают эмоции. Активные дети, требующие постоянного внимания, становятся более терпеливыми, начинают обращать внимание на других участников игры, учатся слушать других.

Здорово то, что правила в игре достаточно гибкие, их можно приспосабливать под особенности конкретных детей, именно их трудности и запросы. Психолог принимает участие в игре вместе с детьми, так же боится, дурачится и проказничает. И это очень важно для создания доверительных и теплых отношений с ребенком. Поэтому в эту игру можно (и даже нужно) играть и родителям вместе со своими детьми.