Маленькие неудачники… Почему они такие?

Ребёнок рождается, растёт в любящей семье, он радуется жизни, новизне открытий. Но нередко получается так, что жизнерадостное дитя подрастает и становится в школе «маленьким неудачником».
Психоэмоциональное состояние ребенка является важным параметром для прогноза успешности его обучения и часто становиться предпосылкой «неудачливости».
Многие дети попадают в разряд «трудных» из-за своей эмоциональной неуравновешенности, неусидчивости, невнимательности, несобранности.
Возбудимые дети отличаются более ярким эмоциональным реагированием на события, ситуации, в которые они попадают. У них недоразвиты процессы торможения, они не всегда могут управлять своим поведением. У таких детей отмечается некоторая конфликтность, шаловливость, упрямство, капризность. Испытывая обиду, волнение, находясь в состоянии возбуждения, они могут что-то сделать, сказать «сгоряча», а потом сожалеть об этом.
Слабость процессов торможения объясняет повышенную подвижность, неусидчивость, невнимательность и рассеянность таких детей. Это, как правило, раздражает взрослых, у них не хватает терпения, поэтому жизнь таких ребятишек сопровождается цепью бесконечных замечаний и критических оценок: «ты хуже других».
В ряды «маленьких неудачников» также попадают дети с чувством собственной неполноценности. Такое состояние является результатом неграмотного воспитания и провоцирует у ребенка чувство страха. Страх в свою очередь усиливает волнение и негативные эмоции. Все это приводит к торможению умственной деятельности. Так, например, если у ребенка складываются недоброжелательные отношения с одноклассниками, он может не отвечать на вопросы учителя, так как в этот момент отрицательные «эмоции» блокируют эмоциональные каналы и информацию, хранящуюся в памяти. Как только человек успокаивается, перестает бояться, он вновь способен активно мыслить и воспроизводить все, что выучил раньше.
«Трудными» еще часто считают медлительных, низкоэмоциональных детей. Их психоэмоциональное состояние относят к тормозному или инертному типу. Таким детям присущи заторможенные, сглаженные реакции на происходящие события, некоторая замедленность физической и умственной деятельности. Они эмоционально закрыты, склонны к самоанализу. Таким ребятам нелегко адаптироваться к новым условиям и новому коллективу. Они медленно одеваются, медленно решают задачи и т. д. Торопить их не рекомендуется, иначе они вообще могут отказаться от данного вида деятельности.
Педагогу хочется, чтобы ребенок быстрее ответил на вопрос, ему порой некогда думать о том, как мыслит ребенок. Поэтому значительная часть медленно думающих детей автоматически оказываются зачисленными в отряд «неудачников».
Медлительный – это совсем не обязательно плохой. Специальные исследования мышления медленно думающих детей показали, что многие из них глубже проникают в содержание изучаемого, стремятся не производить текст дословно, а выражать мысли своими словами. «Тугодумы» нередко отличаются большой внимательностью, наблюдательностью. Так что медлительность мышления, которая при высоком темпе работы является недостатком, имеет ряд других преимуществ.
Родители «маленьких неудачников» часто недоумевают, что с их ребенком не так, почему он такой? И самостоятельно разобраться в этом бывает очень сложно. Выяснить причины «неудачливости» и «не успешности» вашего ребенка поможет квалифицированный психолог. За консультацией специалиста вы можете обратиться в любое из отделений Центра.

Статью подготовила
психолог отделения социальной помощи семье и детям
в МО «Неманский городской округ»

 Аникеева Татьяна Витальевна