«Я сам!»

Случалась ли вам, уважаемые родители, замечать за собой, как вам трудно терпеливо наблюдать за действиями ребенка, не вмешиваясь в этот процесс, тем более, если у ребенка что-то не заладилось? А замечали ли вы за собой то, как вы начинаете вмешиваться в этот процесс, пытаясь предотвратить «ошибку» ребенка, как вы при этом действуете, что при этом говорите ребенку?
Обычно это выглядит примерно так. Например, ваш ребенок решил самостоятельно изготовить объемную открытку для любимого дедушки, при этом толком не зная что к чему и как резать и лепить. Однако, увлеченный идеей и воодушевленный энтузиазмом, ваш ребенок хватает ножницы и начинает кромсать цветную бумагу, тесемки, картон… В какой-то момент вы понимаете, что вам трудно оставаться в стороне и смотреть на то, как вместо задумки получается что-то несуразное и не понятное. Вы начинаете вмешиваться. При этом, обычно, взрослые говорят примерно следующие фразы: «Это не так, дай покажу», « Это все неправильно, ну, посмотри, что ты сделал, а нужно вот так», « Давай я сделаю, у тебя не получается», « Что ты делаешь? Это неправильно!». Но они, эти взрослые, не только говорят подобное, они начинают активно вмешиваться в творческий проект своего ребенка, начинают все переделывать, перехватывают инициативу, а все из-за желания показать «как надо».
А что же ребенок? Ребенок раздражается, протестует, плачет, печалится, обижается, злится, отказывается вас слушать, отказывается смотреть на то, «как это надо делать», уходит в себя, твердя: «Я сам сделаю, не надо мне помогать, я знаю как!»
В итоге ребенок в обиде отказывается продолжать начатое, а взрослый в недоумении от поведения малыша: «Что это случилось с ним? Я же только хотел ему помочь, показать как лучше это сделать, как правильнее».
Попробую вам разъяснить что произошло на следующем примере. Только представьте, вы на работе выполняете какой-то важный для вас проект, вы долго над ним трудитесь, вы с головой ушли в работу, а тут в один день подходит к вам кто-то (коллега, начальник другого отдела) и начинает вас поучать, смотря на вашу работу. Он говорит, что вы почти все делаете неправильно, что вот тут нужно сделать так, а вот там переделать и тут же кидается вам помогать с энтузиазмом (а к его помощи вы и не готовы пока), начинает все переделывать, говоря, что так правильно. Что вы будете чувствовать в этот момент? Вы, как и ваш ребенок, скорее всего, почувствуете раздражение, негодование, а может быть даже и злость по отношению к тому человеку, который навязал вам свою помощь и вы естественно начнете протестовать. В конце концов, вы все же увидите, что допустили ряд ошибок в своей работе и признаете, что помощь со стороны вам бы не помешала, но уж точно вы тогда бы сами попросили ее у знающих людей, если бы самостоятельно не справились.
Так же и с детьми, ведь каждое дело ребенка – это его «проект», в котором он по неопытности может сделать порой много ошибок. Однако, вы должны помнить, что ваша задача, как родителя, не сделать за него все самому, а помочь ребенку научиться. Для этого вам нужно предложить ему свою помощь, а, не навязывать ее.
Итак, как же можно помочь ребенку, если он делает что-то неправильно, но помочь так, чтобы не навредить самооценке ребенка, не отбить охоту что-то делать и не испортить отношения.
Прежде всего, вспомните себя в детстве. Да, да вы ведь не родились взрослыми, умеющими делать все то, что умеете сейчас. Вы тоже были когда-то ребенком, росли, узнавали новое, учились читать, писать, мыть посуду и т.д. Разве вы в детстве никогда не допускали ошибок, когда учились этому? Конечно же, нет. Вы так же, как и ваши дети всему учились постепенно: и буквы у вас получались кривые, и читать по слогам у вас сразу не получалось. Это сейчас для вас все легко и просто, а тогда, в детстве, учиться всему было очень трудно и хлопотно. Так и примите тот факт, что и ему это тоже непросто дается, как и вам в детстве, и должно пройти время, прежде чем для него станет все это легким делом.
Дорогие родители, помните о том, что если ваш ребенок чем-то занимается, увлечен какой-то работой, о чем-то вам рассказывает, его не стоит при этом перебивать, поправлять, одергивать, даже если это у него получается не очень складно и красиво, на ваш взгляд. Если вы будете искренне и с интересном следить за тем, что он делает, внимательно слушать то, о чем он рассказывает, поверьте, это положительном образом скажется на ваших взаимоотношениях и развитии вашего ребенка. Ибо он почувствует ваше участие, вашу заинтересованность в нем, в его жизни и будет ценить это. Ничто так не вдохновляет и не окрыляет, ничто так не способствует росту и развитию, как родительская вера в детей, родительское участие, доверие и уважение.
Согласитесь, что ваш ребенок совершенно не беспомощен, есть много дел, с которыми он уверенно справляется самостоятельно. Поэтому, когда ваш ребенок выполняет дела, с которыми он может справиться, остановите себя и постарайтесь не вмешиваться, пускай делает сам, хоть и не так, как это смогли бы сделать вы, хоть и не совсем правильно на ваш строгий придирчивый взгляд.
Однако, если вы видите, что ребенок, действительно, допускает серьезные ошибки в работе, то дайте ему возможность доделать ее, а потом уже вы можете посвятить время тому, чтобы поговорить с ним об этих ошибках. Но помните, что говорить с ребенком надо уважительно и терпеливо, давая ему время как на сопротивление, так и на признание своей неправоты. Обязательно оказывайте ему поддержку в этом разговоре, поделитесь своим детским опытом, как у вас когда-то что-то не получалось. Но благодаря совету старшего вы не только смогли исправить ошибку, но и удачно завершить свое начинание.
Примите к сведению следующее: Когда ребенок занят каким-то делом, не мешайте ему своими подсказками, не навязывайте ему свою помощь, если он ее не просит. Таким образом, вы ему поможете почувствовать себя сильным, умеющим – вы проявите к нему свое родительское доверие и дадите понять, что вы в нем уверенны, а этого так порой детям не хватает.