Давай поиграем!

Не секрет, что дети, как и взрослые, тоже бывают расстроенными, печальными, дети могут злиться, грустить, переживать сильный стресс.
Только вот если взрослый человек без особого труда может найти способ справиться с негативными эмоциями, расслабиться, то ребенку это сделать не так-то и просто, потому что его опыт не такой богатый, как у взрослых и что ему остается делать, когда ему плохо? – плакать. Но как-то это совсем грустно. Поэтому в данной статье, я хотела бы познакомить вас, дорогие родители с некоторыми играми, которые помогут вашему ребенку освобождаться от негативных переживаний, стресса и прочих печалей.
В своей практике я не раз сталкивалась с тем, как дошкольники умело сами находили способ справиться со своим плохим настроением и как вы думаете с помощью чего? Конечно же, с помощью рисования! Мама мальчика отмечала, что как только ее сынок расстраивался, плакал и горевал, он сразу чаще начинал рисовать, после чего успокаивался и снова становился спокойным и веселым ребенком. И действительно, рисование – это отличный способ выплеснуть накопленную энергию на бумагу, тем более, что неспешность рисования помогает ребенку (и взрослому) привести в порядок мысли, заглянуть в себя, познать свое внутреннее состояние, снять мышечное напряжение, освободиться от внутреннего давления.
Дети – удивительно сообразительные создания, и намного умнее, чем мы можем себе представить, но мы как взрослые, можем помочь ребенку расширить арсенал способов преодоления стресса. И раз уж мы завели разговор о рисовании, то давайте сначала поговорим подробнее именно об этом чудесном способе.
Рисовать можно как угодно и чем угодно, хоть пальцами, руками, ногами, хоть кистью, хоть губками – главное не ограничивайте ребенка, дайте ему возможность выплеснуть все, что накопилось у него внутри, помоги ему высвободиться от негативных эмоций, раздражения, печали, обид. А чтобы дать ребенку возможность это сделать и не думать о том, что он ненароком испачкает одежду, ковер, стол или примется рисовать на обоях, вам стоит продумать, как вы организуете «творческое поле».
1. Во-первых, подумайте, во что вы оденетесь. Не стоит одеваться так, что потом будет жаль испорченную одежду.
2. Во-вторых, если вы рисуете дома, можно постелить клеенку или пленку, чтобы не забрызгать мебель (и такое случается). А можете просто рисовать на ватмане, не заходя за его границы.
3. В-третьих, подумайте на чем и с помощью каких материалов будет рисовать ребенок – кому-то достаточно листа формата А4, а кому-то мало и двух склеенных ватманов. Все зависит от ребенка, но лучше подготовить оба варианта.
Можете предложить ребенку рисовать с помощью пальчиковых или акварельных красок, гуаши. А может быть ребенок захочет рисовать мелками или карандашами, все зависит от предпочтений ребенка, поэтому поинтересуйтесь заранее, чем ему больше нравится рисовать или пронаблюдайте за ним во время рисования. После того, как все будет готово, можно смело начинать творить шедевры! А вот и игры, в которые можно поиграть с ребенком.
«Цветные капельки»
Для этого вам понадобится чистый лист (формат А4). Нужно хорошо обмакнуть кисть в воде и набрать краску (можно использовать гуашь), после чего аккуратно встряхивать кистью над бумагой (помните, как вы сами так делали в детстве?), оставляя разноцветные капли. Предложите ребенку выбирать любые цвета, которые ему понравятся, цвета можно сочетать. После того, как полотно будет готово, можно аккуратно сложить лист пополам, тогда капельки смешаются и как же будет интересно ребенку посмотреть, что же там у него получилось.
А вот еще один модифицированный вариант «Цветных капель». Можно взять зеркало или стекло небольшого размера (обязательно с отшлифованными краями и углами в целях безопасности). Все стекло закрашивают белой краской, после чего хорошенько набирают краски разных цветов и как душе угодно делаю на этом белом полотне капли, кляксы, разноцветный «дождик».
Такая игра доставляет детям огромное удовольствие, ребенок может проявить фантазию, он успокаивается, освобождается от напряжения. После этого можно взять лист бумаги и аккуратно положить его сверху получившейся картинки, через несколько секунд снять, высушить картинку и можно ставить в рамку. Вот увидите, детей это очень увлекает и раскрепощает. Ни в коем случае не останавливайте ребенка и не ругайте за то, что он начинает рисовать руками, ногами, даже если он начнет разрисовывать свои руки или даже ваши. Наоборот, порадуйтесь этому, потому что этого говорит о том, что ребенок успокаивается, приходит к гармонии с собой.
Дорогие родители, вам совет, если не хотите каждый раз покупать ватман, купите парочку рулонов простых обоев и разрешите ребенку рисовать столько, сколько ему захочется. Как только ребенок перестанет рисовать, это говорит о том, что ему хорошо, ему спокойно.
А что делать, если ребенок не любит рисовать? – спросите вы. А вот если ребенку не нравится рисовать, можно попробовать лепку из пластилина, пластики, глины. Работа пальчиками во время лепки очень хорошо помогает справиться с нервным напряжением, потому как ручки нужно постоянно сжимать и разжимать, расслаблять их.
Дети очень любят возиться глиной, но каждый ребенок отдает предпочтение глине разной консистенции – один дети любят упругую пластичную глину, кто-то любит, наоборот, жидкую глину, чтобы в ней можно было вдоволь повазюкаться. Чтобы ребенок не делал с глиной или пластилином: лепил ли что-то конкретное или просто месил глину пальчиками, в любом случае, это хорошо скажется на эмоциональном состоянии ребенка. И при желании ребенка, вы можете к нему присоединиться, сделать что-то вместе, поговорить о том, что вы делаете.
«Игры с песком и крупой»
Если ваше чадо не хочет ни рисовать, ни что-либо лепить, можете предложить ему поиграть с песком или крупами (сыпучими материалами). Поиграть с песком вы можете и на детской площадке или даже дома. Чтобы играть с песком дома вам будет нужен небольшой ящик, глубиной 10-12 см. песок должен быть чистый, желательно прокаленный. Если нет возможности приобрести песок, лучший его заменитель – манная крупа. Они очень нежная и хорошо успокаивает.
Если ребенок не решается или отказывается играть с песком или крупой, то вы можете начать играть сами. Когда ребенок увидит, с каким удовольствием вы это делаете, он обязательно подключится к вашей игре.
Более старшим детям можно предложить сделать картины из различных круп: гречки, риса, пшена, гороха. Для этого можно взять понемногу разных круп, белый или цветной картон, клей. Намажьте картон клеем и выкладывайте из круп различные узоры, можно даже сделать разноцветный ковер. Поверьте, картины получаются удивительными, интересными, необычными.
«Цветные кусочки». Эта игра, как и предыдущие, позволяет ребенку избавиться от напряжения, освободиться от негативных эмоций, переживаний.
Для этого понадобится белый лист (альбомного размера или больше), листы цветной бумаги разных оттенков и клей-карандаш.
Предложите ребенку придумать картину или узор самостоятельно или же он может воспользоваться заготовкой рисунка. А сама эта работа будет складываться из различных кусочков цветной бумаги, как мозаика. Пускай ребенок отрывает кусочки разной величины. Используйте разные оттенки цветов, чтобы добиться «глубины» в картинах.
Важно не нарезать ножницами кусочки, а отрывать руками! Это помогает детям успокоиться, если они злятся, обижаются – это своего рода выплеск негатива на бумагу. А потом он из всего этого можно сделать с ребенком, что-то хорошее, доброе, радостное. Если ребенок маленький и вы видите, что он чем-то недоволен, обижен, разозлен, то можно ему предложить порвать газету или ненужные листы бумаги. Пускай он ее рвет как хочет, на такие кусочки как ему нравится, так он быстрее придет к состоянию спокойствия, освободится от всего плохого, что у него на душе.
Дорогие родители, экспериментируйте, не бойтесь изменять игры, вносить в них свои поправки. Подключайтесь к работе ребенка, потому что эти игры полезны не только для детей, но и для взрослых. А еще вы вместе с детьми можете придумывать свои собственные игры, которые помогут вам и вашим детям справиться с плохим настроением, стрессами, негативными переживаниями.