Как помочь ребенку успешно пройти период адаптации к школе

С первых дней обучения эмоциональная поддержка первоклассника становится необходимым условием для успешной адаптации к школе. Чем более интересным и положительным будет начало школьного обучения, тем реалистичнее шансы сохранить стремление ребенка к новому. Поэтому вам придется не только вместе с учеником «пойти в первый класс за знаниями», но и учиться общаться с ним, учитывая психологические особенности младшего школьного возраста в усвоения школьной программы.
1. Постарайтесь провожать ребенка в школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом. По дороге не читайте нравоучения, лучше понаблюдайте за окружающим миром: почитайте вывески на магазинах, обратите внимание на деревья и птиц.
2. После уроков внимательно слушайте все, что рассказывает ребенок: все важно, мелочей нет! Спрашивайте: «Что нового и интересного узнал?», «Чем запомнился день?», вместо: «Какую оценку получил?» Искренняя заинтересованность в школьных делах ребенка, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.
3. Поддерживайте первоклассника в желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. В присутствии ребенка не стоит допускать отрицательных высказываний в адрес учителя. Так же не рекомендуется негативно высказываться о школе. Родители рискуют через некоторое время получить от ребенка отказ ходить в школу, так как логика незрелой детской мысли проста: «Если так там плохо, зачем меня загнали туда учиться?»
Важный показатель адаптации первоклассника — настроение, с которым он идет в школу. Если с радостью и желанием — значит, все движется в правильном направлении. Если появилось нежелание, стало звучать: «Не хочу», выясняйте причину и меняйте ситуацию, это тревожный сигнал для родителей и для учителя.
В период обучения в 1-м классе ребенок благодарен любви и заботе со стороны родителей. Строгость, жестокость, принципиальность, чрезмерную направленность на приобретение им знаний ребенок будет воспринимать как ограничение свободы, требующей постоянного соответствия социальной роли. У ребенка на этом фоне часто возникает тревожность и беспокойство – злейшие враги младшего школьника, приводящие к отклонениям в поведении, трудностям в обучении и общении.
Некоторые родители считают, что ребенок уже самостоятелен или должен стать таковым за кратчайший срок обучения в школе. Они достаточно резко начинают перестраивать с ним свои отношения, демонстрируя собственную занятость и отстранение от его проблем, лишая начинающего ученика положительной эмоциональной поддержки. Эмоциональный контакт с ребенком играет побудительную и регулирующую роль в обучении и общении с окружающими людьми.
Родители иногда пытаются реализовать свои амбиции через детей. Завышенные требования мешают первокласснику, они лишают его уверенности в себе, тормозят его развитие, плохо сказываются на здоровье. Не надо настраивать первоклассника лишь на успехи в обучении, не надо пугать страшными последствиями, если что-то не получается. Как и в любой работе (а учеба — это труд), что-то получается лучше, что-то хуже, и, конечно, занижать планку опасно, но и недосягаемую устанавливать неправильно.
Если ребенок ослабленный, очень эмоциональный, не торопитесь в этот же учебный год записывать его в дополнительные кружки и секции, лучше отложите на второй класс. Соизмеряйте желание «дать ребенку все» с его возможностями и особенностями, помните, что иметь веру в ребенка — значит принять его таким, какой он есть.
И, напоследок:
• составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением;
• не пропускайте трудности, возможные у ребенка на первоначальном этапе овладения учебными навыками;
• если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу;
• следите за состоянием здоровья ребенка и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.