Профилактика суицидальных намерений в подростковой среде

Самоубийства в последнее время превратились в одну из острых проблем нашего общества. По некоторым данным, с начала 2016 года, в Калининградской области добровольно ушли из жизни 163 человека, а в прошлом году за аналогичный период произошло 120 суицидов. Как видно, статистика растет с невероятной прогрессией.
Феномен суицида (самоубийства или попытки самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особенными, личностно-значимыми психотравмирующими событиями.
Суицид – исключительно человеческий акт. Мы будем говорить о суициде подросткового возраста, так как у подростка (12-15 лет) данный период развития характеризуется как кризисный. В данном периоде у подростка происходят изменения, как в поведении, так и личностные изменения, что обусловлено изменениями его физического состояния, принятие и эффективное использование своего тела, достижением зрелых отношений с лицами противоположного пола, выработка комплекса ценностей в соответствии с которыми строится поведение. На этом уровне развития у него и возникает необходимость признания своего достойного положения в социуме, признание своего «Я», а другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и его неустойчивый характер, что выражается в противоречивости эмоциональных состояний, переживаемых подростком, а из этого следует психологический дискомфорт — страхи, тревога, ощущение одиночества.
Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто непонятное, идущее из неоткуда наваждение. Попытки самостоятельно справиться с данными состояниями лишь способствую укреплению и росту тревоги. В этот же период взросления у ребёнка возникает выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых, а порой и сами родители не всегда уделяют должного внимания подростку в данный период развития. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им.
Так как у подростка в этом возрасте возникает необходимость в коммуникации, в установлении межличностных отношений, то отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношение с ними сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. В подростковой среде негласные законы: самоутверждение, превосходство, противоречивость между стремлением подростка быть самим собой, сохранить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать её ценностям и нормам. И здесь необходим выбор — уйти в себя и ограничить себя в общении с группой сотоварищей, либо полностью подчинится группе, не быть «изгоем».
Итак, в случае потери эмоционального контакта с родителями и взрослыми и утери связи со сверстниками по какой-либо причине подросток замыкается, повышается уровень тревоги, страха и безысходность. И когда подросток не понимает, что же с ним происходит, ситуация, в которой он оказался, становится невыносимой, и правильного решения он не в силах принять, и дальнейшая жизнь для него теряет смысл и ценность, он принимает единственное решение на его взгляд, добровольно уйти из жизни, то есть совершить суицидальные действия.
Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влияние сильного аффекта). Но чаще внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции.
В таких случаях важным условием избежать подобного суицидального поведения — это предупредительные действия учителей, родителей и других взрослых, которые помогут несовершеннолетнему, снизить уровень страха и тревоги, обрести уверенность в себе, обрести ценность, смыл жизни и доверие к миру.
В данном случае могут помочь следующие рекомендации родителям и взрослым:
1. Отслеживать как поведение ребёнка, так и внешний вид подростка, его психоэмоциональное состояние;
2. В случае обнаружения «тревожных звонков», установить с подростком эмоциональный, доверительный контакт, убедить подростка в том, что его проблемы будут поняты и внимательно, терпеливо выслушаны;
3. С целью создания более доверительной атмосферы, беседу рекомендуется проводить в вечернее время. В пользу такого выбора говорит также и то, что в вечернее время негативные переживания у человека усиливаются, обостряется чувство одиночества;
4. Прямой и открытый разговор с подростком поможет снять у него ощущение безысходности;
5. По возможности устраните социально-психологические причины и условия, способствующие формированию и проявлению суицидального поведения подростка;
6. Не оставляйте подростка без контроля и внимания;
7. В случае, если родитель (взрослый) так и не добился ответов на свои вопросы, хорошо бы обратиться к специалисту, в данном случае к психологу, и совместно найти выход из сложившейся ситуации.
Характер и содержание кризиса определяются тем, насколько остры противоречия, внутренний ли, межличностный ли конфликт возник у подростка. Задача взрослых, зная особенности подростка, помочь ему в создании условий для самостоятельного и успешного разрешения им этих проблем и трудностей.