Психологические советы для родителей замещающих семей по взаимодействию с детьми и подростками

Для профилактики синдрома «хронической не успешности» у детей и подростков, воспитывающихся в замещающих семьях можно воспользоваться следующими важными психологическими советами:

1. Правило «26 касаний в день» — обеспечивает эмоциональный комфорт ребёнка, наполняет его внутренне ощущением нужности, необходимости. Даёт запас любви, который позволяет уверенно себя чувствовать и проявлять.
2. Быть достаточно лояльным к ребёнку, удерживая себя в состоянии, что он имеет право на своё мнение, имеет право на свою идею и на свою цель. Если эта идея и цель не совпадает с Вашим мнением и это не угрожает жизни ребёнку, то нужно сообщение принять как данность. Постараться понять ребёнка или просто разойтись во мнениях. Сказать «Время рассудит, время покажет, время расставит всё на свои места».
3. Гармонично разносторонне развивать личность ребёнка как физически так и интеллектуально. (Например: погуляли с ребёнком, а потом с ним почитали).
4.Часто в разговоре с ребёнком употребляйте выражение: «Мы вместе…» — это создаёт благоприятную обстановку единения и сплочения семьи.
5. Создавать в семье теплую, доброжелательную атмосферу, избегать критики, насмешек не только со стороны ближайшего окружения ребёнка семьи, а также со стороны (детского сада), школы и от учителя, и от сверстников, одноклассников.
6. Формировать у себя и своих любимых детей установку «Я — хороший, ты – хороший, мы – хорошие»
7. Учить отделять собственные поступки от собственной личности. «Я могу быть хорошим, но поступать плохо. Я могу быть плохим, но поступать хорошо. Это позволит развить у ребёнка качественную оценку и желания расти, расти в делах своих.
8. Принимать ребёнка таким, какой он есть. Видеть в отрицательных качествах ребёнка позитивную сторону и обозначать ему, где данные черты личности могут быть полезны и привести к успешности.
9. Не просто хвалить ребёнка, а высказывать одобрение именно его действий.
10. Сравнивать достижения личности только с его собственными, а не с эталоном (требованиями программы) и образцом взрослых, т.е. хвалить за улучшение именно его результатов.
11. Не делать акцент только на домашних (школьных) обязанностях, а брать во внимание сферу его интересов, личную жизнь — отношения в семье, общение с друзьями и т.д. — это важный момент в дальнейшей успешности ребенка.
12. Не допускать, чтобы ребёнок был замкнут и сосредоточен на своих неудачах, необходимо найти такую деятельность, в которой он способен утверждаться и чувствовать себя самым лучшим.
13. Давать позитивную обратную связь (эмоциональную: «верно», «замечательно», «отлично», «супер!»; и содержательную: «я всегда знала, что у тебя хорошо получается…», «я уверена, что ты справишься с этой контрольной работой, так как ты добросовестно выполняешь домашнее задание»).
14. Стимулировать ребёнка высказываться, уважительно относясь к его мнению.
15. Во время эмоциональных всплесков (иногда означающих потребность в общении) обратить на ребёнка внимание, выразить заинтересованность в нем и его деятельности и показать свое доброжелательное отношение.