Суицид

Проблема суицида, в особенности детского суицида, — страшная, сложная, и надо признать, что рационально до конца необъяснимая. Детство, отрочество — это время встреч, открытий, мечтаний, когда все интересно, когда каждый день полон новизны и очень хочется жить. К тому же в человеке заложен серьезный потенциал прочности, в том числе в виде инстинкта самосохранения. И только действие очень мощного, противоестественного, духовно противостоящего человеку метафизического фактора способно сломить инстинкт самосохранения в этот возрастной период. Поэтому очень важно понять причины, которые обезоруживают ребенка и приводят к пренебрежению своей жизнью.
Серьезную обеспокоенность сегодня вызывает снижение возрастной границы среди детей, совершающих самоубийство. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.
Суицид – самоубийство (лат. – «себя убивать») – это намеренное лишение себя жизни. Это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой, как, например, отчуждение, смерть близких и т.д.
Чаще всего самоубийство — это шаг отчаяния в переживании ситуации, которая субъективно воспринимается как неразрешимая.
Главный вопрос, который должны задать себе взрослые: как мы не заметили, что с ребенком что-то не так?
Маркерами суицидального риска являются следующие особенности несовершеннолетних:
1. Словесные
— Прямые, явные высказывания о смерти: «Я не могу так больше»;
— Косвенные намеки о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Я ни кому не нужен», «Всем будет лучше без меня»;
— Жалобы на жизнь, никчемность и ненужность «Мне все надоело», «Они пожалеют, когда я уйду»;
— Нездоровая заинтересованность вопросами смерти;
— Размышления на тему могут приобрести художественное оформление (стихи, музыка, рисунки, иллюстрирующие депрессивное настроение);
2. Поведенческие
— эксплозивность («взрывчатость») и эмоциональная неустойч и вость;
— Печаль, подавленность, тревога, плачь;
— Потеря интереса к жизни;
— несамостоятельность мышления;
— Отсутствие мотивации к решению жизненных задач;
— Замкнутость;
— Фиксация внимания на примерах самоубийства;
— самоизоляция: уход в себя;
— Утрата интереса к окружающему;
— То внезапная эйфория, то приступы отчаяния;
— Потеря или повышение аппетита, проблемы со сном;
3. Ситуационные
— Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств самоубийства (накопление лекарственных средств, поиск отравляющих жидкостей и т.п.);
— Внезапное проявление несвойственных черт (аккуратности, откровенности, щедрости, раздача личных веще и т.п.);
— Окончательное приведение в порядок дел;
— Отказ от совместных дел;
— Приобщение или сильное употребление алкоголя, наркотиков;
— Импульсивность;
— Отсутствие планов на будущее;
— Нестабильное окружение (серьезный кризис в семье);
— Ощущает себя жертвой насилия (физического, сексуального или эмоционального);
Однако вышеперечисленные личностные особенности суицидентов в известной степени свойственны любому несовершеннолетнему, чем и объясняется высокий процент острых реакций на стресс и реактивных состояний, формирующих пресуицидальный период в детском возрасте.
Есть общее правило, которым следует руководствоваться родителям : обращайте внимание на необычное поведение ребенка — видимо, что-то произошло или изменилось. Это повод задуматься, поговорить с ребенком или проконсультироваться у специалиста.
Что делать? Как помочь?
Если вы заметили у ребёнка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему.    Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечён. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребёнку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить, «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребёнком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.
Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы психолога помогут изменить ситуацию:
1. Внимательно выслушайте ребенка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
6. Не оставляйте своего ребенка без внимания. Если вам надо уйти, оставьте его на попечении взрослого.
7. Ненавязчиво отстаивайте свою точку зрения, что самоубийство – не эффективное решение всех проблем. Убедите ребенка в том, что, приняв вашу помощь, он сделал верный шаг.
8. Не избегайте и других возможных источников помощи – друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.
И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!