Такая полезная сказка

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок». Издревле считалось, что практически в каждой сказке есть мораль, которая помогает ребенку проанализировать и взглянуть на сюжет под другим углом, определить эту грань добра и зла. Но сегодня речь пойдет о сказке, как о терапевтическом методе, который могут применять родители самостоятельно.
Сказки, чем они хороши, и как с ними работать? В период взросления детям необходимы сказки, они способствуют не только развитию образного мышления, воображения и внимания, но и помогают отыскать ребенку ресурс в решении той или иной проблемы на примере героев. Так как на данном этапе ребенок еще не может говорить прямо про себя и о своих проблемах, у него еще не сформированы психологические ресурсы и зрелая психика. Поэтому правильнее проработать это через сказку и призму героев. Кстати, стоит отметить, что периодически дети интуитивно прибегают к данному методу, сочиняя сказочные истории.
В процессе совместного сочинения сказки особо важное значение имеет завершение – это очень важный принцип для психики, так как в основе травматического опыта, зачастую, лежит незаконченность (воспоминания, незаконченные действия). Психика постоянно прокручивает страшную ситуацию и в конце отказывается идти дальше, происходит блок и разрядка не наступает.
Основные принципы сочинения сказки с ребенком:
1)Есть проблема, допустим, ребенок боится темноты. Мы не спрашиваем его напрямую, оголяя его страх, а используем сказку для поиска решений и ресурсов ребенка. Родитель предлагает перед сном сочинить совместную сказку, например: «Я расскажу тебе сказку о зайчике, которого звали…, он жил…, любил… . Но был у него большой страх (актуальный для ребенка) — он боялся темноты.». Важно, дать возможность ребенку участвовать в сочинении сказки, управлять сюжетом.
2)После завязки идет обсуждения трудностей (пример: как боялся зайчик, что делал, когда боялся) и поиск ресурсов, которые помогут главному герою побороть страх.
3)Если ребенок не знает, как герою помочь самостоятельно побороть фобию, родитель может изменить ход сюжета, подключив посторонних персонажей, которые выступят в роли спасателя и окажут помощь. Например, сказочные герои — волшебный светлячок, чудо-ном и т. д, либо включить в сказку родственников, друзей и знакомых главного героя.
4)И последний важный момент: во время сочинения сказки, в ходе напряженной кульминации, обязательно должна идти развязка! Столкнулись напрямую со страхом, не замкнулись в себе, а отвечаем на вопрос: а что идет дальше? По итогу завершения сказки, важно обсудить волнующие вопросы ребенка, если таковые имеются, и поинтересоваться его мнением.
Сочиняйте с ребенком сказки, проигрывайте в них жизненные ситуации, актуальные для вашего ребенка, находите выход из положений – и ребенок сможет справиться со своим страхом и возникающими трудностями самостоятельно.