В помощь родителям «Помогать или не мешать»

Все родители без исключения хотят, чтобы их дети стали самостоятельными и ответственными за свои поступки. А первый серьезный шаг в этом направлении — это самостоятельное выполнение ребенком своей первой «взрослой» работы – домашнего задания.
В разных странах отношение к домашнему заданию разное. Например, во многих школах Финляндии, Испании, Италии на дом ничего не задают, в Израиле домашняя работа появляется только с шестого класса, а вот в Японии размер работы дома очень велик.
Взрослым нужно понимать, что выполнение задания, которое ребенок делает дома, позволяет ему самостоятельно проработать тему, научиться планировать свое время, запрашивать необходимую помощь. В процессе всех этих действий у детей формируется «взрослая» позиция, они привыкают нести ответственность за сделанное.
Причин, почему ребенок отказывается садиться за домашнее задание, может быть много. Рассмотрим несколько их них:

  1. Непонимание предмета.
    В этом случае вместе с ребенком разберите трудные для понимания моменты, задавайте наводящие вопросы.
  2. Усталость.
    Проанализируйте график ребенка, есть ли в нем время на отдых?
  3. Страх. По какой-то причине ребенок считает, что он не справится с заданием, и тогда он всеми силами пытается его избежать.
    Выясните, чего он боится, например, реакции окружающих людей на его ошибки (раздражение, высмеивание) или получение дополнительной нагрузки в случае ошибки. В этом случае поддержите ребенка, покажите свою веру в него и готовность помочь.
  4. Недостаток внимания родителей.
    Возможно, вы очень заняты на работе, и ребенок получает ваше внимание (пусть даже негативное) только если «не справляется» с домашним заданием. Конечно, он будет пользоваться этой возможностью.
  5. Перенос неблагоприятных отношений с учителем на предмет.
    Тут важно встретиться с педагогом и проанализировать ситуацию, выработать подход к ребенку.
  6. Простая избалованность: «Не хочу, потому что не хочу!».
    Здесь нужно говорить о личной ответственности за учебу и о последствиях невыполненных уроков, в том числе о лишении чего-то важного, например прогулки по магазинам в выходные, посещения футбольного матча.
  7. Непонимание смысла: «А зачем мне это?».
    Поговорите с ребенком о пользе задания на дом, о важности самостоятельной работы, превратите процесс в игру.
    Существует алгоритм, который действует на детей с ранних лет: «Я делаю сам вместе с родителями (а детям до шести-семи лет очень нравится заниматься чем-то совместно с мамой и папой), получая удовольствие». Ключевое слово здесь – «сам». Родитель — это помощник из «зоны ближайшего развития», поддержка всегда и во всем.
    Вместе или вместо?
    «Мне проще самой сделать за него это задание, чем объяснить!» – устало сказала мне мама одиннадцатилетнего Вани.
    Конечно, после рабочего дня сидеть, разбирать задание и объяснять уже усталому за день ребенку, что от него требуется, сложно. Но задайте себе вопрос: делая что-то вместо ребенка, чему мы его научим?
    В этой ситуации важно набраться терпения и позволить ребенку сделать самостоятельно то, что он сможет, а затем проверить, указать на ошибки и помочь доделать. Не стойте у него за спиной, не комментируйте, дайте возможность работать самому.
    «Двойка» родителю?
    Часто возникает вопрос, как реагировать родителям ,если их ребенок принес двойку? Это оценка ему или вам за недоработку?
    Вспомните, когда ваш малыш учился ходить. Он падал на попу, а что делали вы? Ворчали, что он ничего не может, кричали? Нет, вы с улыбкой смотрели на его неловкие попытки, пока, наконец, он не делал первые шаги. Так зачем же сейчас так раздражаться и бурно реагировать? Ведь и сейчас ребенок учится что-то делать, только на другом, более высоком уровне. Вспомните об этом в следующий раз, проверяя домашнее задание.

Важно: не бойтесь давать ребенку возможность ошибаться. Это нормальный процесс научения и развития. При таком подходе ребенок с ранних лет реально учится быть самостоятельным, понимать свои возможности и становится уверенным в своих силах. А зная, в чем слабое место, мы можем поработать над ним, добиться успеха. При этом сохраняется вера ребенка в свои силы, умение добиваться цели, работать над собой и не бояться провала.

Родители! Станьте для ребенка помощником и другом, поддержите его, подбодрите, когда он сядет за уроки, скажите что-нибудь приятное, погладьте по голове, побудьте рядом (не вмешиваясь в процесс работы).

  • Ты сегодня сам правильно сделал упражнение! Я горжусь тобой!
    –Ты очень стараешься! Я так рада!
    – Ты выбрал такое интересное решение…
    – Мне очень нравится ход твоих мыслей…
    – Я понимаю, что было трудно. И вижу, что ты приложил максимум усилий.
    Помогите ребенку научиться организовывать свою деятельность:
  • Обеспечьте режим дня. Оптимальное время для домашнего задания – период с 15.00 до 18.00, после прогулки. Распределите нагрузку. Разбейте подготовку домашнего задания на периоды: 15–20 минут работы – 5 минут отдыха (попил воды, съел яблоко, походил). Для средней и старшей школы периоды работы увеличиваем до 40–50 минут.
  • Помогите правильно организовать рабочее пространство. На столе располагаются только необходимые для конкретного домашнего задания предметы.
  • Оставьте время для отдыха. Ребенку необходимо личное время, когда он просто ходит по комнате, перебирает игрушки, смотрит в окно. Это его способ отдыха, возможность подумать, переработать то, что произошло с ним в первой половине дня.
    Что еще?
    Ученики начальной школы очень любознательны и, конечно, любят играть. Вы можете использовать это:
  • Проведите соревнование ребенка с самим собой: вместе выберите то, что вы будете развивать, например скорость выполнения домашнего задания, аккуратность, снижение количества ошибок. Создайте «Дневник успеха»: анализируя работу и заполняя дневник, акцентируйте внимание на прогрессе, успехах ребенка.
  • Поменяйтесь ролями с ребенком, покажите, что вы тоже не все знаете: «Хм, как интересно… только мне вот непонятно, а как…? Я не разобрался, а как решается эта задача?». Ребенок с радостью начнет вам объяснять что-то, в процессе этого приходя к новым открытиям, осознавая пройденный материал.
    Самое главное – это знать и учитывать особенности ребенка и помнить, что от вашего отношения к его учебе зависит то, насколько она будет нравиться ребенку.