Ступени воспитания нравственности

Первый год жизни.
Начиная с этой своей статьи, я хочу познакомить вас, уважаемые родители, в каком возрасте уместно воспитывать у вашего чада те или другие нравственные качества.
Младенчество и детство – время становления личности ребенка. В этот период ребенок узнает и осваивает различные социальные роли, осваивает элементарные моральные требования и приучается их выполнять.
Главная роль в воспитании нравственности ребенка раннего возраста отводится взрослым, а именно родителям и в первую очередь – маме. Ибо она с младенцем проводит все основное время и именно она с первых его дней жизни является тем центром, который обеспечивает и регулирует жизнедеятельность младенца. Именно мама вводит ребенка в мир нравственных отношений, организует его деятельность, предъявляет требования к его поведению, что помогает направлять развитие личности ребенка.
Общение мамы и младенца, та индивидуальная эмоциональная среда, которую создает мать по отношению к своему чаду и является основным условием формирования нравственного развития ребенка в период младенчества.
Очень важно маме относится к ребенку доброжелательно, разумно и с любовью. Это поможет ее ребенку, впоследствии, проявлять свои эмоции без страха. Благодаря тому, что мама будет открыто и спокойно проявлять свою любовь к младенцу, он, когда вырастет, не будет стесняться проявлять в свою очередь любовь и заботу по отношению к ближним, будет считать проявление этих чувств посредством поступков важным для себя, что очень положительно скажется на его взаимоотношениях с ближним.
Очень губительно сказывается на воспитании и развитии ребенка раздражительность, напряженность, тревожность матери, как, в прочем, и другие ее отрицательные переживания, вернее, погруженность в них. Ибо ребенок привыкнет к такому вот эмоциональному фону, созданному мамой, и будет считать, что вполне нормально жить в вечном страхе или тревоге, в вечном напряжении и страдании. Он будет думать, что только испытывая эти чувства, постоянно страдая и переживая — он живет, а в противном случае – он «овощ на грядке» или «бесчувственный чурбан». Много, очень много таких деток приходит ко мне в кабинет в различном возрасте. Жаль их, жаль, что какую-то часть своей жизни они растратили на то, что попросту уничтожали самих себя подобными тягостными и болезненными переживаниями.
Вреден отрицательный эмоциональный фон мамы для ребенка еще и потому, что в какой-то момент ребенок может начать считать себя ответственным за ее эмоциональное состояние, таким вот образом формируется эмоциональная зависимость ребенка. Эмоционально зависимые дети не умеют управлять своей волей, не умеют преодолевать трудности, имеют низкую самооценку, неуверенны в себе, всегда ищут одобрения со стороны, плохо разбираются в людях и их намерениях, чаще всего играют роль «жертвы». Любая зависимость – это болезнь личности, обязательно приводящая к краху в жизни.
А еще важно, маме с первых дней понимать то, каким она хочет воспитать свое чадо и помнить это каждодневно, анализируя свои поступки и эмоциональные реакции в конце дня, с целью понять, а что в этот день она вообще закладывала в ребенке, какие качества, те, что желательны, или какие-то другие.
Дорогие мамы и папы, помните, что если вы хотите воспитать ребенка честным, то вам предстоит научиться и самим быть честными как с ним, так и с другими людьми. А это не просто дело, говорить искренне, но в социально приемлемой форме то, что вы думаете, чувствуете или хотите сообщить другим людям. Очень часто, мы, например, в лицо какого-то человека благодарим и ведем себя с ним учтиво, а в момент его отсутствия можем очень резко и нелицеприятно отзываться о нем. Ваши детки будут это видеть и слышать, и поверьте, обязательно так же начнут себя вести и с вами, и с другими людьми.
Если вы хотите воспитать в вашем ребенке положительные привычки, например, учтивое поведение, то вам просто необходимо таким же образом вести себя и по отношению к нему и по отношению ко всем другим людям вообще. Ко мне на прием в наш центр очень часто приводят детей, которые не умеют говорить простейшие вежливые слова «спасибо» и «пожалуйста», не умеют сказать как родителям, так и кому бы то ни было простейшую фразу «прости меня». А все потому, что родители не употребляли данных слов и выражений к своим детям. Скажите, вы просите искренне прощения перед своими детьми? А говорите им «спасибо» и «пожалуйста»? А в вашей семье принято благодарить и вежливо обращаться ко всем и каждому по любому вопросу и в любой момент времени? Если нет, то не ждите этого и от своих милых деток. Все ваши привычки, положительные или отрицательные, ваш ребенок обязательно впитает в себя, как губка воду, а через некоторое время он их проявит в обществе. Мы все вышли из детской!
Так же помните уважаемые родители, что прививать ребенку необходимо и понимание старшинства. Кто главный в вашей семье: мама, папа или ребенок? Конечно, главным должен быть отец. Именно он должен быть непререкаемым авторитетом в семье, именно его должны все уважать и слушаться. В первую очередь – жена. Не стоит делать главным в семье ребенка, не стоит делать его центром всей вашей жизни. Не стоит подчинять всю свою жизнь и всю жизнь вашей семьи на ублажение вашего ребенка. Иначе у вас вырастит «пуп земли», неуважительный и не культурный, капризный и вздорный, жестокосердный и прагматичный. А жить с таким ребенком крайне тяжело, как, в прочем, и ему тяжело и не радостно жить во взрослом мире. Ведь такой ребенок не научиться никогда подчиняться, быть дисциплинированным, выполнять поручения старших, не научиться соотносить желаемое с действительным, да в прочем многому не научится. Не просто ему будет в школе и университете, а на работе ему будет еще сложнее. Да и вы сами, уважаемые родители, вряд ли будите жить в счастье и благоденствии, ибо такой ребенок вам этого просто не позволит. Он же самый главный, он же «пуп земли», а попросту диктатор и манипулятор, ваше счастье в его планы не входит!
Важно привить ребенку любовь к чистоте, научить его быть опрятным и аккуратным. Чистота – залог физического здоровья. Поэтому, каждой маме необходимо содержать свой дом в чистоте и порядке. Чистоплотность и аккуратность в быту нужно воспитывать у ребенка с раннего детства, и ваш личный пример, мамы – здесь незаменим. И знаете, очень часто внешние привычки вырабатывают и внутренние – так замечательно, когда ваш ребенок обладает такими качествами как чистоплотность в отношениях и порядок в делах.
Крайне важно привить ребенку любовь к труду. А сделать это можно, лишь в том случае, если ребенок видит, как все взрослые члены его семьи занимаются любым домашним трудом с радостью, а не выполняют его как нечто обязательное, но неприятное и отягощающее. Любовь к труду поможет вашему ребенку понять, что делу время, а потехи час. Иначе, он будет пренебрегать трудом, будет стремиться лишь к увеселениям и радостям, а бывает ли такое, чтоб в жизнях были лишь они? Одна учеба сейчас в школе чего стоит – это каждодневный и тяжелый труд. Труд вырабатывает в детях самостоятельность, настойчивость, планомерность, целеустремленность и выносливость, что очень поможет вашему дитятке в жизни достичь тех высот, на которые он только рискнет замахнуться.
Трудно переоценить важность родительской роли в нравственном воспитании своего чада, ибо сие воспитание начинается с первого дня зачатия и окончится лишь со смертью самих родителей.
Первый год жизни ребенка – самый ответственный. Все нравственное воспитание в этот период сводится к обеспечению успешной первичной адаптации ребенка. Задача родителей – сформировать у младенца потребность в активном общении со взрослыми, сформировать у малыша положительное эмоциональное отношение и привязанность к близким, пробудить доброжелательный интерес к сверстникам, развить способность к подражанию действиям взрослых, пониманию обращенной к нему речи, понимания выражений запрета или разрешения, обеспечить формирование первых элементарных положительных привычек и предупредить появление отрицательных способов поведения.
Необходимым условием формирования первых зачатков нравственного поведения у младенцев на первом году жизни является полноценное общее развитие ребенка, своевременное, разумное и рациональное удовлетворение его жизненных потребностей. Отставание в темпах физического, нервно-психического, умственного или речевого развития обязательно скажется на процессе общения со взрослым, на эмоциональном тонусе и активности малыша, что создаст препятствия для нравственного воспитания.
Очень важно, чтобы ребенок в период бодрствования находился в положительном эмоциональном состоянии. Это состояние, в свою очередь, зависит от соблюдения соответствующего возрасту режима, ласкового, заботливого обращения с ребенком, играм, соответствующим возрасту ребенка в период бодрствования, правильно организованному взрослым общению. Все это благотворно сказывается на формирование у ребенка положительного отношения к взрослым и вырабатывает потребность в общении.