ОКРУГЛЯЯ РЕЗУЛЬТАТ: УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ МАНДАЛОТЕРАПИЯ

«Мандала,

как один из современных методов

арт-терапии в работе с детьми»

Наше время характеризуется широким развитием инновационных методов предоставления социально–психологических услуг, одним из которых является арт-терапия. Психолог отделения социальной помощи семье и детям в МО «Балтийский городской округ» Кашаева Елена Николаевна активно пользуется в своей работе одним из современных методов арт-терапии – мандалотерапией.

В переводе с санскрита «мандала» означает «круг». Эти символы округлой формы известны еще с древних времен. По своей сути, мандала – это рисунок (либо конструкция из подручных художественных материалов), который заключен сначала в круг, а затем в квадрат. Особенно завораживает в мандалах то, что каждый рисунок и его орнаменты расположены симметрично!

 

Человек, изображающий мандалу, воздействует на себя самого через образы, позволяя осознать свои внутренние механизмы и силы, которые способствовали созданию этого образа. Именно поэтому, основываясь на исследованиях Г.М. Андреевой, С.В. Еникополова, Н.Д. Левитова, С.Е. Рощина, доказавших возможность использования арт-терапии (в том числе мандалотерапии) в профилактической и психокоррекционной работе с детьми, Кашаева Е.Н. считает данное направление работы актуальным.

Дети постоянно встречаются в жизни с трудными ситуациями и не всегда успешно их преодолевают. Поэтому все чаще возникает вопрос, как им помочь преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями.

Еще один аспект, решаемый в процессе применения данного метода, — развитие эмоционального интеллекта детей с ОВЗ. Такие дети часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений и развитии коммуникативных навыков.

Психолог отделения использует мандалотерапию вместе с другими методами арт-терапии для того, чтобы научить тревожных, импульсивных детей правильно выражать свои эмоции, развить у них навыки саморегуляции, обеспечить решение проблемы позитивной социализации и преодоления негативных форм поведения детей.

Елена Николаевна предлагает детям раскрашивание мандал-раскрасок, начиная от простых узоров и заканчивая более сложными. А еще ребята создают собственные мандалы из подручного материала. В процессе работы они сосредотачиваются, успокаиваются, учатся контролировать свои эмоции, улавливать эмоции психолога, сидящего рядом товарища. После мандалотерапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенным.

При работе с мандалами совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью будет не создание шедевра, а та внутренняя работа, помогающая обрести гармонию с природой и самим собой. Раскрашивая узор, человек медитирует, мысленно закладывая в рисунок свои стремления и мечты.