Песочные сказочки, мокрые загадочки

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

                                                                                          К. Д. Ушинский

Дети с  нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, плохим осознанием того, что говорят окружающие люди. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении.

В отделении социальной помощи семье и детям в МО «Балтийский городской округ» создаются условия для реабилитационно-педагогической работы и, в качестве одного из эффективных приемов в работе с детьми с нарушениями речи, специалисты отделения используют песочную терапию.

Необходимость в данном направлении работы существует, так как пескотерапия рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей и подростков творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

На индивидуальных занятиях используется деревянный, прямоугольной формы и небольшого размера студийный планшет для рисования. Эти размеры чрезвычайно важны, поскольку они позволяют ребенку удерживать в поле зрения всю композицию, а не отдельные фрагменты.

Занятия проводятся в форме игры, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие специалиста, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации. Именно поэтому на протяжении всего занятия с ребенком находится специалист.

Так, например, одно из занятий «Здравствуй, песок!», состоявшееся 25 августа 2020 года, было направленно на знакомство детей с песком и его свойствами, на совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве. С детьми проведены такие упражнения, как: «Песочный дождик» (медленно или быстро сыпать песок из своего кулака, на свою ладонь или взрослого, глаза можно закрыть), «Необыкновенные» следы (медведи – надавливать кулачками, зайцы – кончиками пальцев в разных направлениях, ползут змейки, бегут жучки-паучки, крокозябла – дети создают следы сами), «Узоры на песке» (пальцами, ребром ладони, кулаком), «Найди отличие», «Волшебные превращения».

По окончании занятия дети поиграли в игру «Песочная страна» и отгадывали загадки на песочную тематику, что, несомненно, им очень понравилось.