Как отношения в семье влияют на развитие речи ребенка
Увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии в настоящее время является неутешительной тенденцией. Все чаще можно встретить родителей, которые обеспокоены тем, что ребенок не хочет говорить или говорит с явным отставанием от нормы.
Атмосфера, в которой растут дети, значит для них очень много. И даже то, как мы контактируем с членами семьи и как к ним относимся, влияет на способность ребенка усваивать новые слова и говорить правильно.
Чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо создать вокруг него благоприятную среду, которая поддерживает ребенка и способствует его развитию. Вот несколько тезисов, которые важно учитывать родителям и близким:
ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН ЧЕЛОВЕК
Речь ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. Поэтому важно, чтобы они внимательно отнеслись к ребенку, искренне интересовались им.
БЕЗ ПОДДЕРЖКИ НЕ БУДЕТ РАЗВИТИЯ
Здоровая семья — вот лучшая среда для развития ребенка. В этом легко убедиться, если сравнить уровень развития «домашних» и «детдомовских» детей.
Даже если ребенок родился с выдающимися способностями, отсутствие интереса и постоянной поддержки со стороны значимых взрослых с прискорбной частотой приводят к задержкам или деформациям (когда какие-то качества слишком развиты, а другие — не развиты вообще) в развитии ребенка.
ДО ТРЕХ ЛЕТ ГЛАВНАЯ — МАМА
«Психологическая пуповина», которая после рождения связывает ребенка с мамой, оказывает огромное влияние на его развитие. До трех лет ребенок очень зависим от матери и ее психологического состояния. Это означает, что тревоги матери, ее стрессы и депрессия отражаются на нем.
Нестабильное психологическое состояние мамы приводит к задержкам речевого развития у ребенка, поэтому мама должна следить за своим психическим здоровьем, а остальные члены семьи — помогать ей.
ДО СЕМИ ЛЕТ СЕМЬЯ ВАЖНЕЕ ВСЕГО
Маленький ребенок подражает своим близким, повторяет движения, копирует их манеру говорить. В этом подвижном «зеркале» мы можем увидеть себя со стороны — и разглядеть не только позитивные моменты, но и ошибки.
Наблюдая за ребенком, можно догадаться, в какой семье он растет. Даже если ребенок ходит в дошкольное учреждение, где ему объясняют правила поведения, прививают социальные навыки, занимаются с ним, все равно влияние семьи в этом возрасте сильнее.
Постарайтесь вложить в детей максимум до наступления пубертатного периода (подросткового), ведь потом авторитет родителей падает, и на первом месте у ребенка оказывается мнение его сверстников.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЬЕ
Вот несколько правил, соблюдение которых поможет создать благоприятные условия для развития речи вашего ребенка, а также избежать ошибок.
Что можно и нужно делать:
- интересоваться тем, что говорит ребенок, активно включаться в общение;
- слушать ребенка, отвечать на вопросы, беседовать на разные темы, вместе с ребенком читать книги;
- разговаривать с ребенком спокойно, доброжелательно, с уважением;
- улыбаться во время разговора;
- сохранять дистанцию — не приказывать, не навязывать свои темы для разговора и свою точку зрения;
- проявлять гибкость — прислушиваться к его мнению, поддерживать обсуждение значимых для него тем.
Чего делать нельзя:
- кричать на ребенка;
- игнорировать его;
- скандалить и ссориться при нем, использовать ненормативную лексику.
И напоследок…
Многим специалистам, чтобы понять, говорящий перед ними ребенок или нет, достаточно провести небольшой эксперимент-игру (назовем ее «Покажи пальчик»). Малыша просят показать сначала один пальчик, затем два и три, при этом демонстрируют ему, как это необходимо делать. Если движения пальчиков изолированные, то всё в норме, если же возникают определенные трудности – есть напряжение в пальцах или они, наоборот, вялые, малыш показывает их все вместе – то на лицо явные проблемы с речью.
Поэтому родители, которые столкнулись с тем, что ребенок не хочет говорить или не может, должны запомнить, что в первую очередь необходимо работать над развитием движений пальцев рук и стремиться, чтобы они стали свободными и ловкими. Только в этом случае речь будет развиваться успешно и соответственно возрасту.
Также родителям, у которых ребенок плохо говорит, следует помнить, что разговаривать с ним нужно на нормальном и понятном языке, не использовать никакого сюсюканья и лепета, не повторять детские «словечки» и постоянно исправлять ошибки в его речи.
Очень часто проблемы с речью у ребенка вызваны отношениями в семье, атмосферой, в которой он находится. И от взрослых зависит, смогут ли они исправить ошибки, посмотреть на воспитание ребенка иначе. Конечно, порой, не так-то просто «разглядеть в своем глазу бревно», трезво оценить и увидеть проблемы, над которыми надо работать. Еще сложнее поменять себя, свою привычную манеру поведения. И, тем не менее, ради благополучия ребенка, ради его развития можно и нужно сделать все возможное.
Материал подготовлен по статье
педагога-новатора, логопеда Елены Янушко ,
Получить консультации психолога отделения социальной помощи семье и детям в МО «Гурьевский городской округ» Бадьковой Татьяны Ивановны Вы можете по адресу: г. Гурьевск, ул. Ленина, д. 5 с 08.00 до 17.00 час.,
телефон: 8 (4012) 52-09-54