Азбука для родителей «В»

Воровство

Это спланированное присвоение чужого имущества ради его материальной ценности. При этом ребенок осведомлен о социальном и моральном запрете на такие действия, осознает степень вреда для жертв кражи и возможность наказания для себя. Воровство – довольно сложное понятие, и далеко не всегда, когда ребенок берет чужое, он ворует.

Существуют определенные возрастные всплески, во время которых дети проявляют наибольший интерес к чужим вещам, игрушкам и деньгам. К ним относятся 3-4 года, 7-8 лет и подростки 13-15 лет.
Начиная с трех лет и вплоть до школы, ребенок учится взаимодействовать с окружающими по поводу явления: «мое-чужое». И от родителей требуется терпение и способность объяснить основы этого взаимодействия: как попросить на время поиграть то, что мне не принадлежит, но очень нравится? Как пережить отказ? Как дарить и принимать подарки? Как поменяться? Как вовремя вернуть то, что одолжил? И многое другое.
Младший школьник уже знает, что такое свое и чужое. Кроме того, он прекрасно осознает, что то, что не его, брать запрещено. И практически у всех детей возникает намерение этот запрет преодолеть. И вот теперь это уже действительно попытка воровства. Так что в этот период надо быть очень внимательным, чтобы этот порыв не пропустить. Основной урок, который ребенок должен уяснить в этом возрасте, заключается в том, что попытка украсть никогда не остается незамеченной.
Воровство в подростковом возрасте – всегда показатель какого-то нарушения во взаимодействии с окружающими. Основной урок, который должен извлечь подросток – это его ответственность за его же собственную жизнь. Поэтому, вместо того, чтобы в бессилии осыпать его неисполнимыми угрозами, нужно сказать так: «Мы тебя очень любим! И что бы с тобой ни случилось, мы никогда не перестанем тебя любить! Но тех, кто ворует, наказывают по закону! Нам очень жаль, что ты выбираешь этот путь, но мы не можем тебе препятствовать. Ты можешь воровать, и получить свое наказание!»
Причины детского воровства
1. Сигнал о недостатке внимания к ребенку со стороны мамы и папы.
Что предпринять: таким детям нужны Вы и только Вы! Ваша любовь, забота и внимание.
2. Сигнал о своем одиночестве, о неумении строить отношения со сверстниками.
Что предпринять: необходимо помочь ребенку найти себе друзей.
3. Следствие подражания родителям.
Что предпринять: психология детского воровства во многом зависит от поведения и реакции родителей. Во всем и всегда будьте примером ребенку.
4. Результат пренебрежения потребностями ребенка.
Что предпринять:постарайтесь понять, чем живут современные дети. Все ли есть необходимое у ребенка? Есть ли у ребенка карманные деньги, чтобы купить себе булочку на переменке вместе с другими детьми? Одет ли ребенок соответственно?
5. Сигнал о наличии какой-либо физиологической зависимости.
Что предпринять:в первую очередь необходима консультация нарколога.
Всё вышеописанное не действует в случаях заболевания ребенка клептоманией. Клептомания – это симптом психического расстройства, патологическое влечение к воровству. Родителям сложно что-то предпринять в этом случае. При клептомании, патологическом воровстве, стоит обратиться к психиатру.