Шахматы — искусство и спорт

Когда человек знакомится с шедеврами искусства, например, с «Венерой Милосской» или «Аппассионатой» Бетховена и восхищается их красотой, то испытывает светлые чувства от встречи с прекрасными творениями. Подобные ощущения вызывают и произведения шахматного искусства. И.С. Тургенев, любуясь игрой одного из корифеев шахмат, воскликнул: «Он не играет, он точно узоры рисует, совершенный Рафаэль!»
Все виды искусства, будь то музыка, живопись, литературное творчество, имеют свою специфику. У каждого из них свои эталоны прекрасного. Шахматы отличаются от них своеобразием шахматной партии, которая рождается в борьбе, соревновании, в постоянном столкновении противников, их мыслей, воли, чувств.
В отделении помощи семье, женщинам и детям ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям» МО «Мамоновский городской округ» в кружке «Шахматы» уделяется особое внимание художественно-эстетическому воспитанию детей, ибо шахматы здесь ценят за их логику и красоту. Кружок посещают дети в возрасте от 5 до 11 лет из семей, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в т.ч. дети с ограниченными возможностями.
Шахматы — это красота мысли, совершенство и наслаждение разнообразием комбинаций. Комбинация — это форсированный вариант с жертвой одной или нескольких фигур для того, чтобы поставить мат неприятельскому королю или для выигрыша большего количества фигур. На занятиях учащиеся решают комбинации, задачи и этюды.
И все-таки шахматы это спорт! Спорт – это в первую очередь преодоление себя, достижение вершин мастерства.
Отрадно отметить, что юные шахматисты нашего города достигают неплохих успехов в турнирах разного уровня, а взрослые всячески поддерживают эти начинания.
Не перестают радовать дети, занимающиеся в кружке «Шахматы» отделения помощи семье, женщинам и детям под руководством Охотина В.В., занимающие призовые места в своей возрастной категории.
Руководитель кружка отмечает, что важно не просто научить детей владеть шахматными фигурами и добиваться техничных побед. И с этой целью на занятиях дети изучают партии великих шахматных мастеров, овладевают умением создавать и проводить комбинации в своих партиях.
Давно замечено, что красиво проведенная партия или комбинация могут принести больше радости и удовлетворения, чем победа в турнире.
Самой большой наградой руководителю являются эмоции детей, которые говорят: «Посмотрите, какую комбинацию я провел! Правда, красиво?»