Памятка для родителей

«Когда вы выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка»
(Размышляют психологи Владимир Леви, Юлия Гипперейтер и Алла Спиваковская)


1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать – это скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.
2. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли, про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание – только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый проступок. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души.
4. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступки, обнаруженные спустя неделю, месяц, а то и год – это чревато риском задержки психического развития.
5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпано, страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!
6. Без унижения. Что бы ни было, какой ни была бы вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувство самоценности!.
7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева вашего, а нашего огорчения.
8. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может привести к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться за счет «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.
9. Наказание – не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.

Помните:

• Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.
• Ваш ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
• Ваш ребенок не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
• Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, какой он есть.
• Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в вашем малыше. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Наказывая ребенка нужно помнить…
1. Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук совести
2. Правом наказанием в семье должен пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребёнком
3. Наказывать следует за проступок, а не потому, что у Вас плохое настроение
4. Не стоит читать длинных нотаций
5. Не нужно впоследствии напоминать о проступке
6. Нельзя пугать ребёнка Бабой Ягой, милиционером, волком
7. Не стоит всегда наказывать ребёнка после проступка сразу. Иногда лучше сказать: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобою поступить»
8. Разговор о проступке следует вести только наедине

Памятка «Правила поведения родителей»

Основные правила, которые нельзя нарушать родителям, если для них важнее не собственные принципы, а интересы ребенка.

1. Никогда не выясняйте отношения при ребенке.
2. Не допускайте при детях высказываний, которые могут подорвать авторитет вашей второй половины в его глазах: «Ты плохой отец, это из-за тебя…»
3. Обвинительные фразы, обращенные к супругу или к супруге: «Это плоды твоего воспитания» – могут вызвать в ребенке чувство вины, способствовать развитию заниженной самооценки, поэтому от них лучше отказаться.
4. Если вы очень сильно раздражены, отложите по возможности воспитательные дискуссии. Уединившись, постарайтесь успокоиться. Затем приступая к беседе, объясните, расскажите о своих чувствах (обидно, стыдно, неприятно и т.п.) и, Все переговоры, все решения должны приниматься только в уравновешенном состоянии.
5. Лучше одна общая линия воспитания, чем несколько эффективных, но противоречащих друг другу.
6. Стол переговоров – оптимальный способ понять друг друга и выработать единую линию воспитания.
7. Педагогический ликбез – книги и журналы по педагогике и психологии – могут стать хорошим подспорьем при обсуждении методов воспитания.
Не бойтесь обращаться к специалистам, если в вашей семье возникли проблемы. Многолетний опыт и объективный взгляд семейного психотерапевта поможет вам найти неожиданный выход из ситуаций, которые кажутся тупиковыми.
Помните, что залог эффективного воспитания ребенка
– это разумная любовь к нему,
заинтересованность в нем
и согласие между членами семьи.

 

ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

 

1. Быть примером для своего ребёнка
2. Оберегать ребёнка от грубых слов, поощрять словами ласковыми и нежными
3. Любить ребёнка любым: красивым и некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным
4. Не унижать ребёнка, стараться помогать ему во всём
5. Не торопиться увидеть быстрые результаты своего родительского труда: у каждого ребёнка своя «скорость» развития
6. Не забывать, что главное для ребёнка – это радость жизни, духовная свобода
7. Воспитывая понимать: главное – не навредить!
8. Не забывать о том, что ребёнок – маленький гражданин с большими правами